Символика буддийской ступы. А. Борисов «Белый Остров» (фрагмент)

…Само слово «ступа», с долгим «у» — санскритское и означает макушку головы. А потому и склонять его на русский манер как «ступу» не совсем грамотно. На санскрите это звучало бы как ступам, ступена, ступайа, ступасйа… Ступа является одним из основных видов буддийской культовой архитектуры. В Тибете санскритская ступа трансформировалась в «Чортен» и представляет собою своеобразную трехмерную, то есть объемную, пространственную пластическую мандалу. «Мандала» эта имеет многоэтажную, многоуровневую конструкцию являясь тем самым некоей наглядной моделью универсума. В квадратном основании «мандалы» заложена символика элемента «земли», а также символика корневой Муладхара чакры. На квадратном, ступенчатом основании покоится сфера. Она до половины погружена в основание и потому представляется наблюдателю полусферой. Но на самом деле это сфера и она символизирует «воду», а также так называемый пупочный центр — чакру Манипуры. На полусфере покоится вытянутый вверх конус. Это треугольник и символизирует он огненный элемент, а также сердечный центр — хридайа, в чакре которого сокрыт лотос — Анахата. Выше над конусом перевернутый шляпкой вниз зонтик, или своеобразная чаша. Это элемент «воздуха», чаша для драгоценности «Мани» — бесцветного алмаза чистого ума, чистого сознания, кристалла нашей души. Сама чаша символизирует горловой центр Вишуддха, а драгоценный кристалл покоящийся в этой чаше завершает ступу некоей ослепительно-белой пылающей каплей. Из стихий или первоэлементов буддийской, да и вообще ведической космологии этой «капле» соответствует Акаща, часто неправильно переводимая на русский язык как эфир, подразумевая эфир древних греков в его Аристотелевском значении. На самом деле акаща это наименование пространства вообще, пустого, лишенного любых возможных образов пространства чистого сознания и, если угодно пространства чистой материи. Очищенное Сознание Человека на высшей и немыслимо удаленной для нашего сегодняшнего дня эволюционной ступени становится неким бесцветным кристаллом, некоей драгоценностью «мани» покоящейся в чаше раскрывшегося лотоса (падма) — вишуддхи. Именно об этом и говорится в знаменитой Тибетской мантре: «Ом Мани Падме Хум». Таким образом ступа является космопространственным символом как макрокосма, показывая развитие материи из первоэлементов, так и символом микрокосма, то есть человека, содержащего в самом себе все эти элементы и вообще являющегося некоей частью голограммы, но частью содержащей в самой себе образ всего Универсума. Это так на вскидку, не погружаясь в дебри, не ныряя в глубину… …Во первых ступа показывает как путь инволюции, то есть уплотнения космоса, от тончайшей «первоматерии»- акаши, то есть Пустотности чистого Сознания, до полной плотности и осязаемости косной материи символизируемой квадратным основанием элемента «земля». Основание это не выглядит обычным кубом, а представляет собою ступенчатую структуру некоей пирамиды, очень похожую, кстати на ступенчатые пирамиды Майа, или тех же Тольтеков. То есть «земля»- это для нас ступени восхождения. Всё на Земле делается руками человеческими и ногами человеческими. От Земли и путь ведет, по ступенькам вверх, к завершению космоса и одновременно к его же началу. У меня даже голова кружится и дух захватывает, когда я вот это все себе представляю. Господи, а ведь я на самом деле представляю так мало. Теперь о чакрах. Чакра — слово традиционно санскритское и означает оно буквально круг или колесо, окружность, скажем так. А соответственно символизирует замкнутую систему. Замкнутую на себя. Чакра — это то, что пленяет наше сознание, пленяет его на каждом уровне ступы, на каждой ступени возможного восхождения. И понимать чакры следует только так и никак иначе! Каждая чакра это системный, соответствующий своему уровню аналог сансары, и это змея кусающая свой хвост — один из древнейших символов индуизма, да и вообще, говоря Юнговским языком один из базовых архетипов. На каждом уровне эволюции, на каждой ступени восхождения нас ждет плененность сознания. На земле это плененность «землей», плененность материальностью, вещностью, или, как сейчас говорят шопингом. Это грубая и примитивная плененность, поэтому она и внизу, поэтому и ступени такие грубые, такие явные, только слепой не заметит. Дальше, или может быть выше, или может быть глубже, как угодно, следует плененность чувств. Это уже тоньше. Это уже музыка, это поэзия, это выше безусловно… Еще выше — огонь, это ментал, способность мыслить, осознавать и опять же чакра и здесь можно застрять. Ну и так далее. Воздух, или по Гречески Пневма, это безусловно Дух. Это уже высшие духовные сферы и космоса и психики нашей… И здесь тоже чакра. С чакрами ясно, мне ясно. А как же быть с названиями вот этими: муладхара, манипура, анахата… Это чакры? Нет — это лотосы! Это лотосы сокрытые в чакрах! Семя не прорастет, ежели не погибнет. Лотос это цветок. Цветок, корень которого покоится в земле, стебель прорастает сквозь воду, а само соцветие — лепестки лотоса находится в воздухе, ну и под лучами солнца, огня то есть. Лотос раскрываясь проходит сквозь все чакры, разрушая их, или как говорят раскрывая, и на самой вершине ступы он расправит свои лепестки и в чаше этого лотоса названного на санскрите «падма» будет «сиять» невидимым светом невидимый же и обычному глазу бесцветный алмаз мани — драгоценность подлинного изначального Сознания. Лотос, он растет как бы один, сквозь все чакры он тянется вверх, но и каждая чакра таит в себе свое голографическое отображение лотоса. Это свойство голограммы. Разбейте голографическую пластинку с изображением того же лотоса на несколько частей, и в каждой части появится изображение целого лотоса! Соедините разломленные края получившегося пазла и изображение целого восстановится во всем пространстве. Но и в каждой отдельно взятой точке универсума, на самом деле, есть изображение всего целого универсума. «В каждой точке пространства отражаются все свойства Вселенной, и сама Вселенная является отражением свойства всех её точек» так, или примерно так по смыслу, звучит теорема Лаврентьева Зорича, двух виднейших русских, советских математиков, стоящих у самого истока новой парадигмы. Так что же с названиями? Продолжим. Муладхара — корень истины, корень закона, корень «Дхармы» (мула — корень; дхар — основа). Истины, сокрытой в квадратном ступенчатом основании Ступы. Ему соответствует мантрическое звучание «лам» — его вибрация, и у него четыре лепестка звучащие тоже на санскрите как: вам, шам, щам, сам. Каждый из четырех лепестков это еще и четыре формы счастья или радости — ананда, известных как Парамананда, Сахаджананда, Йогананда и Вирананда. Индийская символика чакр помещает во внутрь окружности еще и особое животное символизирующее некое присущее ему качество. В Муладхаре находится Слон, как символ величия, прочности и силы. У этого Слона даже есть имя, его зовут Айравата. Помимо Слона в чакре покоится изображение треугольной йони — символа воспроизводящего Женского Начала, и мужского лингама — фаллического символа Мужского Начала. Символы эти соответственно слиты, что наглядно демонстрирует динамику активных, но замкнутых в чакре процессов. Есть и еще одна немаловажная деталь. Лингам обвивает Змея, свернутая в три с половиною оборота. Это ни что иное как изначальная энергия космоса, знаменитая Кундалини, та самая радиоактивная энергия, что сокрыта в ядре каждого атома, являющегося, если подумать, по сути той же самой муладхарой! Три оборота змеи символизируют три состояния этой энергии: спящее — тамас, пробужденное — раджас и гармонично уравновешенное, подлинное — саттва. Половина оборота, по видимому, наглядно показывает динамику перехода энергии из одного состояния в другое, некий порог бифуркации, порог выбора пути. Рано или поздно каждой чакре предстоит раскрыться, сознание наше должно освободиться от пленяющих его образов и тогда змея эта развернется поднимется вверх, вползет в чашу и «зажжет» там драгоценный камень мани — тот самый философский камень средневековых алхимиков, людей, судя по всему весьма не глупых. Человек с пробудившейся в нем «змеей» станет подобен солнцу и это не метафора, это отнюдь не метафора. Ведь сила этой спящей энергии космоса она голографически соответствует действительно космической энергии, а каждый человек, в потенциале своем — Звезда! Только далеко, ох как далеко, немыслимо, совершенно немыслимо далеко. В одной из предстоящих манвантар… Муладхаре соответствует минеральное царство нашей планеты, то есть прямые, непосредственные носители радиации. Камни. Свадхистхана чакра — второй лотос находящийся выше Муладхары и не выраженный в символизме буддийской ступы. Он есть, он подразумевается теми, кто способен подразумевать, но он явно не показан, ибо круг соблазна, способного надолго пленить спящий в этом центре лотос очень велик. Именно его, это центр нужно миновать быстро, стремительно, ибо в нем миллионы лет слепой растительной эволюции. Эволюции цветов, эволюции очарования, базовой эволюции всей последующей планетарной сексуальности. Понятно, почему аскетичные буддисты сокрыли сей центр в архитектуре ступы, но сделали его доступным лишь в своих высших тантрических практиках ваджраяны. Свадхистхана от Сва — свое, собственное, то есть отдельное, отсюда пол, отсюда разделение на Начала. Разделение! В Муладхаре начала слиты! А здесь они разделены, но будучи слитными изначально, слитными по своей космической сути, они стремятся к слиянию. Вот значение Свадхистханы. Стха — быть, находиться. То есть «находящиеся отдельно» — примерно так можно перевести это сложное слово. У лотоса Свадхистханы шесть лепестков. На лепестках блестящие, подобно молнии изображения санскритских звуков: Бам, Бхам, Мам, Йам, Рам, Лам. Животное чакры — крокодил, белый крокодил — Макара, но с петлей в руках. Он свирепого вида и скалит зубы, на нем богиня Хари и Ракини — Шакти, тоже весьма свирепого вида. Опасная чакра, обманчиво её пленительное сладострастие. Выше неё находится лотос Манипуры, он назван так, потому, что, согласно «Гаутамия — Тантре», там присутствует свирепый жар желаний Тэджас, сверкающий, как драгоценный камень Мани. То есть это подстава! Мани на самом деле не сияет, это подлинный алмаз чистого Сознания совершенно бесцветен, и находится в чаше на самом верху ступы. Но именно здесь, в круге Манипуры человек пленяется ложными желаниями и принимает желаемое за действительное. Именно в чакре Манипуры совершается подмена, именно здесь родился человек, как животная форма, как некий андропоид — человеконогий, и именно здесь, человек должен, по меткому слову братьев Стругацких: «убить в себе волосатую обезьяну». Манипура — это круг всего животного царства, а потому это круг желаний, низменных конечно желаний, животных, от размножения, перешедшего сюда из растительнго царства круга Свадхистханы, перешедшего и обросшего чувственной, даже можно сказать мыслительной оболочкой осознанного желания, и до желания поедания, до чувства голода, чувства превращающего все животное царство в некую пищевую пирамиду. Тоже пирамиду, заметьте! Даже здесь своеобразная подмена подлинной эволюции показанной пирамидальной и немыслимо сложной конструкцией ступы. В животном круге Манипуры впервые в эволюции развивается разум, развивается некий интерпретатор чувственных данных, называемый на санскрите манас. Биосфера осознает себя, и как-то определяет себя, как-то интерпретирует. Собственно то, что мы видим как мир вокруг нас, осязаемый, плотный, материальный и вполне для нас конкретный, наполненный запахом, имеющий вкус, мир, который мы видим глазами, который мы слышим, весь этот реальный для нас мир на самом деле сконструирован в манасе каждого из нас. У нас у всех, я имею ввиду людей, манас устроен одинаково и одинаково запрограммирован, а потому и мир мы видим один и тот же. В этом мире мы не ходим по воде, не летаем по воздуху, обжигаемся огнем и не можем пройти сквозь стену. Таковы свойства программы введенной в наш манас, введенной собственно нами же. Мы свою реальность, свой космос создали сами в самом прямом смысле этого слова. Мы выстроили свою матрицу и живем в ней. С одной стороны это, по видимому, необходимое условие эволюции сознания. Нам необходимо описание мира, для ориентирования в беспредельности, для ориентирования в Пустотности. С другой стороны это описание тут же превратилось для нас в матрицу пленившую наш разум. Что ж, такова Чакра. В ней действительно маячит драгоценность сознания — мани, но маячит как потенциал этой драгоценности, как возможность! Разорви круг Манипуры, разрушь матрицу и выйди из чакры дальше, ибо не здесь, не в «этом мире», а выше ждет тебя твоя драгоценность, драгоценность, которая не от мира сего. Лотос Манипуры, что прорастает сквозь чакру и разрывает её своими лепестками звучит санскритским слогом Рам. Лепестков у него десять и на каждом изображены звуки: Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Ддам, Ддхам, Ннам, Пам, Пхам. Внутри лотоса изображают треугольник, как потенциальный носитель огня, несмотря на то, что самой Манипуре соответствует элемент воды. Звук Рам покоится на баране, носителе Агни, божестве Огня. На звуке Рам восседают старый красный Рудра, испачканный белым пеплом и «кровожадная» Шакти, которая, как повелительница этого пищеварительного центра, считается «любящей животную пищу, чья грудь красная от крови, текущей из её рта». Вот она животная пищевая пирамида изменить которую способен только Человек! Но Человек ставший Человеком, благодаря раскрытию лотоса Манипуры, разорвавший этот замкнутый порочный круг животного царства и вступивший в следующее царство — Царство Человека. Анахата — так называется лотос сокрытый в следующей, покоящейся на белой полусфере Манипуры пирамидальной конструкции огненного элемента Ступы. Огонь, вот то, что в корне отделило человека от животного. Ни одно животное не использует огня. Огонь это стихия открытая человеком, осваиваемая человеком…