В.Г. Буданов «Квантово-синергетическая онтология и постнеклассические практики»

Нами предлагается рассматривать различные базовые деятельностные и темпоральные модусы (онтологии состояний и темпоральные онтологии) бытия человека с единых позиций синергетики и квантовой теории, методология которых дает эффективные способы объяснения сложных развивающихся иерархических систем. Начиная от едва осознаваемых собственных соматических реакций и реакций сознания, когнитивных процессов, процессов коммуникаций, до долговременных социальных и когнитивных эволюционирующих функций биологических и архетипических структур коэволюцинирующей природы человека, все эти процессы предлагается понимать как единый делокализованный в реальном и виртуальном времени антропологический феномен телесности, получающий свое описание в становящейся сегодня квантово-синергетической антропологии.

Квантово-синергетическая антропология как задача. Исторически гуманитарные науки формировались совершенно не под задачи комплексного изучения человека, поэтому сегодня антропная сфера искусственно «растолкана» по ящикам-дисциплинам слишком маленького объема, и, зачастую, их реальные пересечения-границы важнее для антрополога, чем сами эти дисциплины. Именно междисциплинарные границы, на которых сложнее всего работать, несут в себе интегративный потенциал новой антропологии. Вероятно поэтому постмодернизм, так и не шел дальше научной метафоры, лишь подчеркивая роль границ и деконструкцию привычных смыслов, чего сегодня уже явно недостаточно для целей практической философии. Все сказанное в полной мере следует отнести и к проблеме постнеклассической практики, понимаемой как осмысленная деятельность в ее максимально широкой соотнесенности с жизненным миром и телесностью субъекта.

Зададимся вопросом, а возможна ли «синергетическая антропология», т.е. новая, антропологическая сборка на базе синергетики — междисциплинарного ядра постнеклассической науки? Что может принести в антропологию коммуникативно-деятельностная синергетическая методология, мягкий модельный перенос из теории самоорганизации и квантовой механики, автопоэсиса и нейрокомпьютинга? Новая холистическая сборка не должна противоречить уже известной антропологической феноменологии, но должна дать возможность разным направлениям, дисциплинам и культурным традициям более свободно и самосогласованно взаимодействовать на новом быстро меняющемся онтологическом ландшафте, представляя его генезис. Кроме того, эпоха computer science открывает совершенно новые возможности, дает иной ключ к пониманию и моделированию антропной сферы и культуры в целом. Так, «Лаборатория природы» в которой человек стал активным сотрудником еще в эпоху Возрождения, в XXI веке все больше превращается в «Лабораторию культуры»[1]. Рождается новый философский проект, на базе постнеклассической науки и философии[2], синергетики[3], новая конструктивная междисциплинарность, которая, наследуя пафос становления прошедшей эпохи, дополнят его конструктивными смыслами и культурой моделирования целого. И все же, почему именно синергетика и квантовая теория? Потому, что та и другая, дополняя друг друга, умеют моделировать эволюцию сложных развивающихся объектов, явления самоорганизации, их исторические и эмерджентные свойства, и многое другое, характерное для человекомерных систем. Кроме того, принципы синергетики носят весьма универсальный междисциплинарный характер, что позволяет наладить эффективную коммуникацию различных наук о человеке.

Подчеркнем, что человеческая природа полионтична, и не только в силу множества дисциплинарных онтологий, изучающих человека, но по еще более глубинной причине. Как пишет в «Диалектике мифа» А.Ф.Лосев – «Каждая вещь – это вывороченная наизнанку личность. Она, оставаясь самой собой, может иметь бесконечные формы проявления своей личной природы»[4], отсюда телесность семиосферы, культуры. Понятно, что полная онтология человека соизмерима с полной онтологией мира и построению не подлежит в окончательном виде, но может быть предложена как онтологический ландшафт, подвижный и исторически незавершенный, картографированный многими способами в разных масштабах и разных координатах. С другой стороны, там же у А.Ф.Лосева мы находим: «Я могу узнать чужую душу только через тело, тело всегда проявление души». Итак, тело связует и проявляет внешнее во внутреннем, и наоборот, но вот граница внешнего и внутреннего всегда условна, граница физического тела лишь одна из возможных. Это было очевидно человеку архаическому, человеку традиционного общества, очевидно и маленьким детям, для которых мир анимирован, физическое и психическое пространство еще не разделены. Но это стало проблематичным для человека рационального, человека Нового времени, и «тело без органов» постмодерна возникает как форма протеста против фрагментации человеческой телесности.

В таком случае, почему бы для наших целей не обратиться к холистическим натурфилософским традициям Китая, Индии, Греции, современному шаманизму, или новоевропейским эзотерическим доктринам, и не собрать грандиозный антропологический проект всех времен и народов, несущий тысячелетнюю мудрость человечества? Этот путь возможен, но не научен, он всего лишь онтологизирует новые мифы вместо старых мифов, без всякой перспективы их научного обоснования. Хотя, традицию конечно надо привлекать и использовать как бесценный источник антропологической феноменологии и эвристики. В этом отношении наиболее интересным, на наш взгляд, является направление «интегральной психологии» К.Уилбера[5], в котором современные квантовые феномены активно привлекаются, но всего лишь как эвристические объяснительные метафоры сферы психики.

На наш взгляд, для построения и научного обоснования онтологии антропной сферы недостаточно использовать только редукционистские физико-химический, физиологический и нейрокомпъютерные подходы. Необходимо привлечение также современных фундаментальных холистических научных принципов, которые могут служить основанием наиболее сложных психики, а не просто иллюстрациями. В ХХ веке такого рода принципы пытались применять к антропной сфере: имплицитный порядок (Д.Бом), голографическая парадигма (К.Прибрам), теория бутстраппа (Ф.Капра), интегралы по траекториям (Р.Фейнман), многомировая интерпретация (А.Эверрет) и т.д. Наиболее естественными оказались традиционные концепции когерентности (самоорганизации), редукции волновой функции и динамического хаоса, остановимся на них подробнее.

Феномены когрентности, динамического хаоса и квантового ЭПР эффекта — новые основания холизма. Принцип когерентности в приложении к проблеме телесности наиболее ярко манифестирует в концепции квантовой медицины. Эта постнеклассическая научная концепция, восходит к теоретическим работам Г.Фрелиха и экспериментальным работам С.П. Ситько с соавторами и насчитывает уже четверть века[6]. Феномен жизни объясняется через когерентное состояние вещества тканей живых существ, которые в миллиметровом диапазоне образуют активную лазероподобную среду, формирующую самоподдерживающийся электромагнитный каркас организма. Так удается объяснить многие феномены эмбриогенеза, восточной медицины и современной интегральной медицины, создать эффективные методы лечения и гармонизации организма. Отметим сразу, что физические механизмы формирования квантовых макроскопических эффектов здесь лежат в области неравновесной квантовой статистической физики на границе квантовой и классической физики, идеи и методы сходны с идеей самоорганизации при генерации лазера, т.е. находятся буквально в области методов синергетики, как ее понимает Г.Хакен. Нам кажется, этот подход вполне уместно называть квантово-синергетическим. Этот подход, дополненный идеями макро-квантовых корреляций может отвечать не только за телесность физическую в организме, но и за феномены психики и духа, которые несомненно являются объектом интегральной медицины и психологии.

Поясним подробнее, что мы имеем ввиду под этими холистическими механизмами. Видимо должны существовать холистические пространственно-временные законы макро и мегамасштабов, о возможности их существования говорит наличие в природе двух фундаментальных холистических механизмов связности Универсума[7]. Первый опосредован динамическим хаосом в нелинейных системах и заключается в возможности синергетической синхронизации слабо связанных, удаленных нелинейных систем. (И. Помо, Г.Видаль). Этот механизм, в частности, обосновывает идеи самогармонизации ритмов космоса, а так же космо-земных связей и ритмов живых систем. Второй механизм основан на макроквантовых корреляциях (эффект Эйнштейна-Подольского-Розена), которые связывают специфическим некаузальным образом явления в разных частях Вселенной, да и в локальных областях тоже, что может перевернуть наши взгляды на природу эволюции, жизни и сознания (М. Менский)[8]. В любом случае, будущие нелокальные законы должны носить квантово-синергетический характер, но описываться будут, вероятно, в терминах теории информации. Причем нелокальность проявляется, в частности, и в преодолении границ физического тела. Уже вполне научными стали области квантовой криптографии и квантовой телепортации, квантового компьютинга, и гипотеза о квантовой природе сознания вероятно скоро должна перейти из разряда метафор в статус онтологий реальности[9]. Сейчас эти представления все активнее используются в гуманитарной сфере в трансперсональной и квантовой психологии[10], для (пока эвристического) объяснения феноменов индивидуального и коллективного бессознательного, творчества[11], синхронистичности К.Юнга, феноменов ноосферы, нелокального социального поля, истории [12], многих паранормальных явлений[13]. Другие синергетические гипотезы о механизмах интуитивного мышления и творчества можно найти в монографиях С.П.Курдюмова, Е.Н.Князевой[14] и И.А.Евина[15].

Эскиз Квантово-синергетических онтологий человека. Несмотря на вышеотмеченные сложности описания, попробуем сформулировать мягкий онтологический эскиз человеческой природы. Будем исходить из предположения о синергетической природе искомой онтологии, т.е. подходить к человеку, как к сложной открытой иерархической саморазвивающейся системе, находящейся в сопряжении и коэволюции с социальной, культурной и природной средой, которые так же являются саморазвивающимися системами. Отметим, что в синергетическом подходе, мы не должны умалять значения структурного и функционального описания природы человека (чем грешил постструктурализм), но вместе с тем понимать роль процессуальности и конструктивных механизмов становления и метаморфоз структуры и функции, чего, конечно же, не было в структурализме и что является основным предметом синергетики. Начнем со структурно-функционального описания тела как объекта, тела наблюдаемого, что многократно прописано частными дисциплинами, но нам необходима сквозная идея описания. Например у Гуссерля в понятии «двойного схватывания» при рассмотрении тела как реальности для сознания обосновано различение тела-объекта и тела-субъекта, причем тело-объект существует лишь сопряжено с внешним наблюдателем (в полной власти языка объективирующего его). В данном контексте Гуссерль предложил выделять четыре страты, четыре иерархии в конституировании телесного единства: тело как материальный объект, тело как «плоть», живой организм, тело как выражение и компонент смысла, тело как элемент-объект культуры»[16]. Попробуем переосмыслить этот подход с современных синергетических позиций, однако, обосновывая наши построения естественными исследовательскими коммуникативными практиками.

Отметим, что всегда можно ввести два типа онтологий, первый — онтологии состояний (то, что меняется), второй — онтологии процессов (то, как меняется). Это разбиение контекстуально и любой процесс или состояние можно вновь подразделить на связку состояние–процесс. Например, психологическое состояние радости физиологически является процессом физико-химических реакций, меняющих состояние активности определенных областей мозга.

Деятельностные объектно-телесные онтологии. (онтологии состояний). Для наших целей удобен деятельностный подход к проблеме. Предположим некую исследовательскую, познавательную ситуацию: ученым из далекой экспедиции привезли невиданный объект, возможно живое существо, возможно разумное и мы последовательно осуществляем стратегию его исследования. Естественно это первичный, внешний осмотр, затем попытка контакта-воздействия и выявления простейших реакций, затем выяснение наличия памяти и обучаемости, затем установление способности к творчеству во внешней среде, затем выявление коммуникативных установок с реальностью и т.д. Подчеркнем, что все это внешние атрибуты проявления тела и их можно вполне классифицировать по степени усложнения поведенческих реакций и типа активности, т.е. почти позитивистский, объективированный подход, местами, перекликающийся с бихевиоризмом. Мы предлагаем один из таких способов описания, возможно, он покажется спорным и наверняка является незавершенным, однако важно, что последовательность структурно-функциональных тел естественно появляется не только в процессе эволюционной самоорганизации природы рождающей новые параметры порядка и иерархические уровни сложности, но и проявлена в онтогенезе человека и в процессе познании-восприятии «другого».

В первом приближении стратегия выявления тел выглядит так:

1. Описание объекта при минимальном воздействии на него раздражителей, когда мы отвлекаемся от его реакций. Это описание сомы, тела в пространстве, его элементов — тело соматическое или материальное.

2. Степень подвижности тела как такового, скорости изменения взаимного расположения его элементов, дрожания, напряженности (способности совершить работу) без внешних воздействий — это тело энергетическое (тело связей между элементами и энергий этих связей).

3. Простейшие реакции тела на контакт с реальностью, идея границы, внешние раздражения, ощущения от органов чувств, способность тела локализовать энергию и действия в ответ на определенные типы раздражения — это тело рефлекторно-эмоциональное. Это тело можно назвать так же информационно энергетическим, поскольку оно связывает тип раздражения и определенную реакцию материально-энергетического, физического тела (даже в случае эмоций). Тело рефлекса, возникающее в живых системах в связках стимул-реакция, и опосредованое системой обратных связей, рефлекторных дуг, описывается на языке кибернетики и нейрофизиологии. Позволяет противостоять внешней среде и поддержать гомеостаз, если тип реакций этому соответствует. Это тело несет наследованные или приобретенные личные, интерсубъективные и видовые признаки реакций, закрепленных в досознательных действиях. У растений реакции обычно меняются лишь эволюционно, на уровне филогенеза . У неживых тел, как правило, не существует задачи поддержания гомеостаза, и рефлекторные дуги возникают случайно, либо их можно создать в искусственных, кибернетических системах. Отметим так же, что рефлексы можно понимать как аттракторы-программы, рожденные в процессе самоорганизации реакций. Тело физическое (1,2) совместно с телом рефлекса, можно назвать живым телом или плотью. Важно отметить, что в нашей классификации робот тоже обладает плотью. Кроме того, искусственную жизнь мы и строим на не белковых носителях. Тело эмоциональное (вторая компонента рефлекторно-эмоционального тела) — с физическим телом связано психосоматическими реакциями, сопряжено с рефлекторными процессами, предполагает не только реакцию на сигналы органов чувств, но и более сложный тип реакций высшей нервной деятельности, использующих в частности память и прогнозные функции, логику. Например, положительная эмоция возникает еще до реального контакта с объектом или в ситуации достижимости желаемого или в ситуации невозможности нежелаемого. Иногда о нем говорят как о теле чувств, теле желаний, оно присуще всем животным и также может моделироваться в искусственных системах.

4. Реакции тела на многократно повторяемые воздействия, это устойчиво воспроизводимые и, главное, возникающие в повторных сериях контактов с внешним миром и запоминаемые реакции, условные рефлексы, логические связки «если-то», алгоритмы, формируемые внешней средой — тело логики или алгоритмическое тело, в свою очередь, активируется эмоционально-целевыми мотивами предыдущего тела желаний. Поэтому о логическом теле можно говорить, как о теле ума желаний или теле рассудка, здравого смысла. Это тело наиболее эффективно развивается и наследуется в знаковых системах человеческой культуры, и эффективно моделируется компьютерными средствами искусственного интеллекта. Оно позволяет менять тип реакций не на уровне филогенеза, а на уровне индивида и резко повышает адаптивность животных и особенно человека к внешней среде. Это тело можно назвать адаптивно-информационным, поскольку непосредственно связано не с энергетическими проявлениями, но с формированием и разворачиванием алгоритмов реального или возможного поведения. Оно само способно моделировать внешние условия, как условия логической задачи, однако при этом обращено к следующему телу, телу воображения и интуиции.

Отметим, что описанные тела (1-4) до недавнего времени неплохо моделировались современными методами естествознания и информационных технологий, лишь последнее время пополненными принципами самоорганизации и квантовой когерентности. Следующие тела высокой психической организации невозможно понять без привлечения синергетических и квантовых холистических принципов.

5. Креативное или интуитивное тело, проявляющееся в эмерджентных актах спонтанной генерации ценной информации[17], таких как воображение, распознавание, инсайт, предвидение, которые не даны в формах рефлекторного или логического действия не связаны с операциями перебора или механического копирования. В частности интуитивное тело отвечает за смену алгоритмов без долгих процедур выработки нового условного рефлекса, что является необходимым критерием творчества. Иногда оно как бы сворачивает длительные логические этапы в акте инсайта или подсказывает «сумасшедшую» гипотезу, что позволяет нам говорить об особом типе работы со временем, с памятью и прогнозом, превращенным знанием. Наличие этого тела позволяет системе быть сверхадаптивной в новых обстоятельствах. Иногда высшая рефлекторная деятельность, (например видовой рефлекс лосося плывущего на нерест за тысячи километров) выглядит как интуиция (припоминание), ее можно назвать низшей интуицией или досознательной сферой, в то время как генерация совершенно новой информации творчества — высшим типом интуиции или надсознанием. В этом контексте следовало бы говорить не о подсознании, а о внесознании, активирующем сознание с подтел логики находящихся в других телах. Современная наука только пытается моделировать процессы интуиции в рамках теории нейросетей и динамической теории информации. Синергетика утверждает, что новая информация рождается в перемешивающем слое на кромке порядка и хаоса[18], в ситуации неустойчивости и сверхсенситивности системы. Таким образом, интуитивное тело является своеобразным окном в мир, когда система может воспринимать сколь угодно малые (информационные) воздействия, радикально влияющие на акт генерации информации, поэтому интуитивное тело еще можно назвать телом информационно-резонансным. Комплекс взаимодействующих эмоционального, логического и интуитивного тел иногда так же называют психо-ментальным телом (сферой). Именно она отвечает за восприятие и осознание нашей внутренней телесности, за формирование образа вынесенного тела культуры и тела смыслов. Центральным телом осмысления, экраном бытия здесь является тело логическое, в нем собраны коды осознания и тело смыслов, тело- субъект по Гуссерлю. Вероятно, исходя из сказанного, интуитивное тело способно «соединяться», коммуницировать с иными системами, настраиваться на них, при этом оно как бы делокализуется, его границы неопределенно велики по сравнению границами физического тела, что позволяет считывать видовой, ноосферный информационный потенциал. Отметим, что в такой концепции ноосфера существовала всегда и тело культуры это не метафора, но уже информационно-материальная реальность[19].

6. Тело когерентности. Оно отвечает за состояния сверхоткрытости и единения с другими телами, явлениями, частями реальности, миром. Это состояния переживаемой любви к себе, ближнему, … и, кончая «океаническим» чувством любви ко всему миру, свойственное высокодуховным, святым людям, эти градации задают меру когерентности. Это так же состояние вживание, эмпатия в объект или человека, что всегда было основой технологий религии, искусства, научного творчества, глубинной коммуникации, психотерапии, концентрации, гипноза и магии. Человек, имеющий развитое тело когерентности притягателен, харизматичен, магнетичен, к нему инстинктивно тянутся дети, животные, взрослые. Механизмы реализации этого тела видимо те же, что и в случае с интуитивным телом, т.е. холистические феномены динамического хаоса и феномен Эйнштейна–Подольского-Розена, однако проявлены они массово, мощно — и на теле эмоций и на теле энергий, а не только на информационно-резонансном теле интуиции. Напротив, тело логики видимо совершенно не восприимчиво к телу когерентности.

В западной научной традиции для этого тела названия видимо не существует, а его исследования целенаправленно не проводились. На востоке в индуизме и буддизме это тело в высших проявлениях называют телом будхи — божественной любви и сострадания. В христианстве оно видимо может быть сопоставлено высшим проявлениям вселенской любви и состоянию стяжания духа святого. В связи с этим, не могу не упомянуть о спонтанном проявлении всеобщего внимания, любви и почитания к моему знакомому старцу из Абхазии, архимандриту отцу Никодиму. Я неоднократно наблюдал его в толпе москвичей в метро. Несмотря на библейскую внешностью этот монах абсолютно прост и открыт людям, источает подлинную любовь и смирение.

7. Тело воли. Волить — стремиться к поставленной цели или ее обретению, подчиняя другие тела, например к обретению смысла. Эрос и Танатос есть проявление этого тела в других телах, т.е. подтелах воли. Чистое воление, еще до возможного осознания вектора приложения воли может проявляться как целостное состояние готовности, решимости, накопленной потенции действия, силы и легко прочитываемые в телесности личности. Тело воли может проявляться, как стремление к цели во всех телах (вероятно кроме тела физического), т.е. начиная с тела плоти. Степень волевого усилия зависит от степени когерентности, подтел воли в других телах, поэтому тело воли так же делокализовано и видимо описывается теми же надсознательными холистическими механизмами, что и интуитивное и когерентное тело. Оно проявляется в жесткости отрицательных обратных связей в достижении цели: в телах рефлекса — воля к жизни, эмоции — воля к удовольствиям, логики — воля к объяснению. В предельных смыслах в 5-7 телах это воля к познанию, соединению, осуществлению замысла Мира (Бога). Это тело в высших проявлениях говорит о метафизических сущностях, которые современная наука вряд ли способна объяснять.

В научной традиции запада довольно много говорится о витальности, воле к жизни, об эротическом стремлении, теле наслаждения, воле к власти и т.д., но почти ничего о высших трех телах. На Востоке можно встретить термин Атма (высшая душа), для высшего проявления божественной воли. В христианстве это конечно исихастская традиция синергии соволения человеческого и божественного начал.

Отметим, что тела интуиции, когерентности и воли в большой степени надличные и надсознательные, еще их часто называют духовным телом человека.

Тела и подтела, восстановление целостности объектно-телесной онтологии. Идея множественности тел порождает иллюзию бессвязности объектной онтологии человека. Проблема решается на пути восстановления структурно-функциональной целостности, для этого каждое тело взаимодействует с другим телом через своего представителя, свое подтело принадлежащее другому телу. Например, энергетическое тело может проявляться во всех других телах (энергия физическая, эмоциональная, умственная и т.д.) т.е. оно состоит из энергетических подтел всех других тел, а эмоция может испытываться по поводу свободы движения, интеллектуальной деятельности, или преодоления препятствия, компоненты физического тела, например лекарственные препараты, могут влиять и на высокие духовные состояния человека а те, в свою очередь, могут оздоравливать нас. Таким образом, противопоставление телесного душевного и духовного до некоторой степени снимаются в этой синтетической онтологии, хотя доминанты-функции тел сохраняются. Построенная структурно-функциональная онтология статична и пока не ясно как она может развиваться, это скорее некая данность. Назовем ее онтологией состояний. Для понимания причины и тенденции изменений состояний необходимо рассмотреть жизненные процессы, в которых участвует человек, а их изменение со временем может приводить и к изменению онтологических состояний, т.е. необходимо учесть деятельностно-средовой фактор развития человека.

Процессуальные или темпорально-деятельностные онтологии человека. Человек существо социальное, одно его основание природное, животное, другое культурное, коммуникативно-деятельностное. Сегодня присутствие человека прослеживается во всех дисциплинах, как естественнонаучных, так и социо-гуманитарных. Это позволяет нам выстроить темпоральные шкалы проекции развития мира на человеческую телесность. Рассмотрим человека, как существо мультитемпоральное, живущее одновременно во множестве онтологических времен, иерархических уровней, убывающих по характерному масштабу процессов: 1. Тело био-космическое. Космологический антропный принцип и биологическая антропология говорят о сопряженности коэволюции человека и нашей вселенной, этого уголка космоса, окружающей природой 2. Тело био-социальное.. Зоопсихологические основания человеческой природы, проявленной в подавляющем большинстве форм поведенческой культуры и социальной самоорганизации, 3. Тело историческое. Основания человеческой идентичности с видом, этносом, родом. Коллективные архетипы бессознательного. 3. Тело культуры, традиция и т.д.. 4. Тело деятельности, практики, знания, умения. 5. Тело действия, хабитус, стили, навыки, темперамент. 6. Тело сознания-реакции, психокинетика, границы контроля рефлексии 7. Тело атемпоральное, присущее вечности, измененные состояния сознания, аффекты.

Синергетика особенно ярко манифестирует на границах переходов между телами, когда из живого рождается социальное, или из тела действия возникает практика, а из нее культурная традиция. Эти сопряжения-переходы объяснимы только синергетически, через феномены самоорганизации становления, да и сами гомеостатические процессы нормы в темпоральных телах есть диссипативные структуры в потоках вещества, энергии, информации, т.е. описываются феноменами самоорганизации бытия. Итак, в одновременных мультитемпоральных масштабах может быть представлено человеческое бытие, причем в процессуальной онтологии естественно присутствует и тело культуры, но лишь как важный, центральный его фрагмент. Введение столь объемной деятельностной онтологии может помочь гармонизации диалога, коммуникации сложносовместимых культур и индивидов. Отметим, что тело культуры темпоральных онтологий является аналогом тела психо-ментального в онтологии состояний, через него человек сознает свое бытие и развивается как личность. Важно понять, что все процессуальные тела фрактальны, поскольку так же взаимосвязаны посредством своих подтел-представителей в других телах. Например, тело действий через хабитус, стиль каждого человека ярко демонстрирует как тело культуры, так и тело био-социальное.

Синтетическая онтология. Возникает вопрос, как соотносятся предыдущие онтологии состояния и темпоральные онтологии процесса. Наша идея заключается в сопряжении и дополнительности этих онтологий по квантово-механическому принципу «состояние – оператор». Напомню, что ни волновая функция (состояние) ни оператор (физическая величина) в квантовой механике принципиально не наблюдаемы. Реальное наблюдение происходит в акте измерения, редукции, когда состояние и оператор соединяются (определяется среднее значение оператора в данном состоянии) и это дает показание физических приборов. Причем в квантовой картине Шредингера от времени зависят операторы. Именно так мы и предлагаем поступать. Действительно, при описании только деятельности, действий человека картина не будет полной, пока мы не укажем в каком он был состоянии. Например, преступнику меняют степень наказания, если он был невменяем, а правильный ответ на экзамене не засчитают, если он был сказан по глупости, и игра актера совершенно не убедительна, если она без вдохновения, да и поэт без музы становится графоманом. Такое полное описание и является, на наш взгляд, постнеклассической практикой.

Итак, наиболее полная телесно-объектная онтология является прямым произведением (отология состояний )х(отология темпорально-деятельностная). Причем использование синтетической онтологии аналогично игре на музыкальном инструменте. Действительно, онтологии состояний это музыкальный инструмент, где ноты-ступени это тела (подтела разбивают тон). Конкретное состояние человека задает ландшафт, профиль активации его определенных тел (онтологический профиль состояний), что соответствует музыкальному аккорду, а изменение состояния со временем, эволюция ландшафта — соответствуют музыкальной партитуре, которую с нами играет жизнь. Предложенный язык описания эффективен в прикладной антропологии, на нем удобно проводить компаративистский анализ онтологических профилей различных исторических эпох, культур, возрастных и социальных групп. Эти идеи успешно опробовались мною в авторских курсах на кафедре философской антропологии МГУ. Конечно, все еще остается множество проблем с внутренними онтологиями Тела-субъекта, коммуникации, свободы и т.д., на которых мы здесь не останавливались и это дальнейшее поле приложения квантово-синергетической антропологии.

В заключении отметим, что следует различать предлагаемую нами квантово-синергетическую антропологию, опирающуюся на принципы синергетики и квантовой теории, рожденные в естествознании и адаптируемые для социо-гуманитарной сферы, и синергийную антропологию С.С.Хоружего, чьи принципы восходят к духовным практикам православного исихазма, хотя, несомненно, определенные корреляции этих подходов возникают.

Опубликовано: Постнеклассические практики: определение предметных областей / М.: Макс-Пресс, 2008, с. 63-75

Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором

[1] Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007

[2] Степин В.С. О философских основаниях синргетики // Синергетическая парадигма / Под ред. В.Г.Буданова. М., 2006. С.97-102.

[3] Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1999. 203 с.

[4] Лосев А.Ф. Диалектика мифа/А.Ф.Лосев Из ранних произведений. –М., 1990. см. с.478

[5] Уилбер К. Краткая история всего. М., 2006. С.476

[6] Ситько С.П. Основания квантовой медицины, физика живого. Киев. 1997

[7] Буданов В.Г. В поисках законов холизма. Синергетика, универсальный эволюционизм и универсальная история // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы./ Под ред. В.В. Казютинского. М., 2006. С.118 – 127.

[8] Менский М.Б. Человек и квантовый мир. Странности квантового мира и тайна сознания. Фрязино.: ВЕК2, 2005. 320 с.

[9] Пенроуз Р. Новый ум короля. М.: УРСС. 2005

[10] Миндал А. Квантовый разум. М., 2006.

[11] Буданов В.Г., Герасимова И.А. Квантовая механика и проблема сознания: перспектива междисциплинарного сотрудничества // Эпистемология и философия науки. №4, 2005. С. 56 – 63.

[12] Данилевский И.В. Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность. М.: УРСС, 2005. 374 с. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007

[13]Миндал А. Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Осознание пути. М., 2008

[14] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., Алетея, 2002.

[15] Евин И.А. Искусство и синергетика. М.:УРСС. 2004

[16] Грицанов А.А. Тело. // энциклопедия «История философии».

[17] Генерация ценной информации, согласно Кастлеру, происходит как случайный запомненный выбор.

[18] Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). Изд. 2-ое доп. и испр. М.: Едиториал УРСС, 2004. 288 с. Подчеркнем, что существуют чисто синергетические нейросетевые имитации интуитивного поведения, однако такую сеть надо специально обучать, подключать ее к другим сетям. Все эти функции в жизни могут осуществляться за счет нелокальных квантовых макрокорелляций, которых пока нет в искусственном интеллекте.

[19] Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. ИФ РАН, М.: УРСС, 2007. 232 с.